вторник, 27 марта 2012 г.

Архитектура города Пензы

Архитектура города Пензы
Архитектура любого города, в том числе и Пензы, непременно создает материально-организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества в тот или иной период.
К архитектуре относится облик зданий, сооружений, сами здания и сооружения собирательно.
Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства, но в тоже время, архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей, отражая при этом жизненные процессы.
Архитектура Пензенской области и самой Пензы выражена в народном зодчестве, различных архитектурных стилях, гражданской архитектуре, садово-парковой архитектуре.
В статье рассмотрим более подробно архитектурные стили, используемые при строительстве в г. Пензе.

Архитектурные стили

Барокко - стиль в русской архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 18 в., отличавшийся декоративной пышностью, динамичными сложными формами и живописностью. На территории Пензенской области этот стиль представлен в основном зданиями, относящимися к православному вероисповеданию (церкви, часовни, монастыри), а также небольшим числом культовых сооружений мусульманской архитектуры (мечети). Располагавшиеся в Пензе богослужебные постройки других конфессий, относящихся к стилю барокко, либо утрачены (лютеранская кирха), либо изменили свой облик до неузнаваемости (польский костел, синагога). Частично барокко можно найти в интерьере и в первую очередь в оформлении иконостасов, поскольку этот стиль лучше всего отвечал стремлению к пышности и величавости внутреннего убранства храма.
arh-dom 
Классицизм нашел свое яркое отражение в Пензенском регионе, в усадьбах дворцового типа, принадлежавших представителям самых высших слоев общества. Ярким образцом зрелого классицизма в Пензе является Архиерейский дом. Также классицизм в нашей области лег в основу новых генеральных планов, разработанных в соответствии с принципами регулярности. Эти планы предусматривали строительство на центральной площади административных зданий, выполненных в стиле классицизма, в Пензе это были наместнический дом и два корпуса присутственных мест.
Модерн, стилевое направление в искусстве конца 19 – начала 20 вв. В пензенских сооружениях наиболее ярким образцом этого стиля в его романтичной разновидности, является здание Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков, Дворянский земельный банк был построен в Пензе в 1912 по проекту архитектора А. И. фон Гогена. Романтичные мотивы (увенчанный шпилем купол) заметны в сооруженном в 1911 доходном доме Кузьминых (ул. Горького, 37). Симметрию его главного фасада нарушает пристроенная на всю высоту здания часть, которую завершает криволинейный модерновый аттик, выглядевшего здесь совершенно случайным. Фасад доходного дома Слонимской Р.И.(ул. Московская, 54), построенного в 1914, отличает удивительная цельность при всей разнородности использованных в нем элементов, тяготеющих к стилизованным формам мавританской и готической архитектуры. (Снесено при реконструкции ул. Московской). К рационалистическому направлению модерна можно отнести два доходных дома того же времени –Вярьвильского Д.В. (ул. Московская, 17) и Кармазовой А.В.(ул. Кирова, 43), являющихся двумя разными отражениями одного и того же архитектурного образа. В них использована облицовка всей плоскости стен главного фасада белыми глазурованными и цветными плитками – прием, распространенный в позднем модерне, хотя применение изразцов для усиления выразительности зданий началось несколько раньше – в доме Сахаровой Н.П., построенном в 1906 на ул. Пешей (ныне ул. Богданова, 19). Здесь новый стиль заявил о себе разной формой окон, криволинейными очертаниями наличников, контрастным сочетанием штукатурных поверхностей и облицовочного материала. Противопоставление штукатурных элементов декора голубой изразцовой облицовке стены было использовано в доме Зверева Л.В.(ул. Богданова, 44), уникальность которому придавали выпуклые (дутые) стекла в окнах, а также в здании общества взаимного кредита (ул. Московская, 62), где в результате слияния модерна. с неоклассицизмом фасад получил строгость и уравновешенность.
image001Дом Вярьвильского Д.В. на ул. Московской в Пензе.1913
В деревянной архитектуре города также можно встретить отдельные включения модерновых элементов в традиционный облик. Это можно было наблюдать в павильонах ПКиО им. В. Г. Белинского, Лермонтовского сквера (оба утрачены) и в двери жилого дома по ул. Чкалова, 14. Особняком среди деревянных домов, испытавших на себе влияние модерна, стоял дом № 3 по ул. Ключевского, асимметричная компоновка упрощенных прямоугольных объемов которого предвосхитила дальнейшее развитие архитектуры в сторону конструктивизма.
Неоклассицизм, ретроспективное направление в архитектуре, возникшее на рубеже 19–20 вв. в гражданском строительстве. В Пензе неоклассицизм можно видеть в таких строениях как Дом партпросвещения (1951), роддом (1954), ДК им. 40-летия Октября (1957), кинотеатр «Родина» (1958) и Дом Советов (1958).
Псевдорусский стиль, принятое наименование нескольких направлений в русской архитектуре 19 в., возникших в процессе поиска стиля, наиболее отвечающего национальному духу. В 1830–50-х гг. распространение получил официальный «русско-византийский» стиль, ознаменовавшийся строительством по всей России церквей по проектам Тона К.А. Примером русско-византийского стиля в Пензе является несохранившийся до наших дней Спасо-Преображенский мужской монастырь (1848– 1862).
image002Успенский кафедральный собор в Пензе. 1905
0101


Бывший мясной пассаж,
ул. Московская
В начале 1870-х гг. в гражданском строительстве возникает фольклорное направление «русского» стиля (упор на использование народных мотивов в декоративном оформлении зданий). Примером его служит Успенский кафедральный собор в Пензе (1895–1905, архитектор Старжинский А.Г.). Особо живописно в русском стиле выполнены кокошники  Троицкого собора Пензенского Троицкого женского монастыря (1900–1910, архитектор Старжинский А.Г.); собор получил усложненную композицию за счет двух дополнительных шатров, помещенных между храмом и колокольней. К «чистым» представителям «русского» стиля можно отнести здание бывшего мясного пассажа в Пензе (1895– 1897, архитектор Семечкин В.П.). Русский стиль прослеживается в здании ж.-д. вокзала ст. Пенза-3 (1896). В конце 20 в. в культовом строительстве наблюдается новый поворот к «русскому» стилю, который рассматривается как выражение идеи национального возрождения России через обращение к православию. Ярким примером преемственности «русского» стиля является Крестовая церковь епархиального управления в Пензе (архитектор Борунов Д.А.).
Псевдоготика (неоготика), направление в архитектуре, получившее в конце 18 – начале 19 вв. широкое распространение в русском зодчестве, и в первую очередь в усадебном и садово-парковом строительстве. Нашла свое отражение и в пензенских сооружениях. Наиболее заметным проявлением псевдоготики является стрельчатое завершение проемов. Данное олицетворение можно наблюдать в жилых домах Пензы (Бакунина, 4), во 2-м корпусе Киселевской богадельни (Красная, 23), построенном на рубеже 1870–80-х гг. по проекту Рудкевича, где использовался еще один распространенный в псевдоготике прием – оформление углов здания расширяющимися кверху пинаклями, имитирующими башни средневековых замков. Были попытки использовать неоготические мотивы и в культовом строительстве, наиболее хорошо они вписались в архитектуру католического храма - польский костел в Пензе, мотивы исключительно гармонично, привнеся в застройку экзотические формы средневековья.
006Жилой дом по
ул. Бакунина, 4
007


Киселевская богадельня,
ул. Красная, 23
008




Польский костел, ул. Володарского, 32

Архитектура города в наши дни

009 
В конце 1980–90-х годов происходили коренные изменения в архитектурной и градостроительной политике, закрепленные на уровне законов, предоставивших больше прав архитекторам в творческой деятельности при создании архитектурных объектов. В результате стали появляться здания с применением новых приемов формообразования. Строительство общественных зданий в данный период не носит массового характера, но оказывает существенное влияние на формирование пространственной среды городов и сел. Ярким тому примером служит здание Пензенского банка Сбербанка РФ (ул. Суворова).
На современном этапе Улучшение архитектурного облика города - одна из основных стратегических задач администрации Пензы. В городе регулярно появляются новые жилые кварталы, в перспективе их строительство будет продолжаться, Постоянно ведутся работы по улучшению внешнего вида зданий города, восстановлению их исторических элементов. Ярким образчиком этого служат работы по восстановлению Спасского кафедрального собора на Советской площади.

Статья написана с использованием материалов Пензенской энциклопедии: / Гл. ред. К. Д. Вишневский, сайта Пенза. Мост над рекой

Комментариев нет:

Отправить комментарий