пятница, 13 апреля 2012 г.

Обзор распоряжения Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 297-р

Обзор распоряжения Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 297-р

Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 297-р

  • Утвердить прилагаемые Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы.
  • Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Основ государственной  политики  использования  земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы.
  • Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании и осуществлении  региональных программ социально-экономического развития  учитывать положения Основ государственной  политики  использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы.

Председатель Правительства

Российской Федерации                                                                      В. В. Путин

Основы  государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы.
(утв. распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 297-р)

I. Общие положения

Государственная  политика Российской Федерации по управлению земельным фондом Российской Федерации (далее - государственная   политика по   управлению   земельным   фондом) направлена на создание и совершенствование правовых, экономических, социальных и   организационных условий для  развития  земельных  отношений,  осуществляется    исходя из понимания о земельных участках как об особых объектах  природного   мира, используемых в качестве основы жизни и деятельности  человека,   средства производства в сельском хозяйстве и иной деятельности, и одновременно как о недвижимом имуществе с особым правовым режимом.
Настоящий документ определяет основные цели, задачи и направления реализации государственной политики по управлению земельным фондом, под которым  понимается  совокупность  всех земельных участков и земель, расположенных  в  границах  территории  Российской Федерации (далее соответственно - земельные участки, земли).

II. Цели и задачи государственной политики по управлению земельным фондом

Целями государственной  политики по управлению земельным фондом являются повышение эффективности использования земель, охрана земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны.
Основными задачами государственной политики по управлению земельным фондом являются:
  • создание  условий для организации  рационального и эффективного использования земельных участков, включающих в себя учет общественных   и отраслевых потребностей, требования устойчивого развития  территорий, а также соблюдение гарантий прав участников земельных отношений;
  • обеспечение охраны природы и окружающей среды, в том  числе охраны земель и сохранения объектов культурного наследия;
  • сохранение и повышение качественного состояния земель;
  • сохранение статуса особо охраняемых природных территорий как особо охраняемых земель в составе земельного фонда;обеспечение условий для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, в том числе направленных на защиту прав на недвижимое имущество, а также для снижения административных барьеров и обеспечения налогообложения недвижимости.

III. Основные направления государственной политики по управлению земельным фондом

Основными  направлениями  государственной  политики по управлению земельным фондом являются:
  • совершенствование порядка определения  правового  режима   земельных участков путем исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории;
  • совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и организациям;
  • обеспечение гарантий  прав на землю и защита прав и законных интересов   собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
  • совершенствование порядка образования земельных участков;
  • совершенствование государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;
  • совершенствование порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
  • совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием,  включая  уточнение  оснований  для такого изъятия, а также полномочий органов государственной власти и органов местного  самоуправления  при  осуществлении  мероприятий, связанных с изъятием;
  • уточнение случаев и порядка установления ограничений прав собственности на земельный участок без изъятия земельного участка, а также прав ограниченного пользования чужим земельным участком  (далее - сервитут) для обеспечения размещения линейных объектов и объектов, связанных  с  пользованием недрами, имеющих государственное или муниципальное значение;
  • развитие государственного мониторинга земель;
  • совершенствование взаимодействия органов государственной  власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственной политики по управлению земельным фондом, а также совершенствование порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений.
Совершенствование порядка определения  правового  режима земельных участков путем исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории предусматривает в том числе:
  • определение правового режима земельных участков на основании   видов разрешенного использования в соответствии с документами территориального планирования, в том числе  создание  классификатора  видов разрешенного использования земельных участков;
  • обеспечение защиты от произвольного и (или) необоснованного изменения  видов  разрешенного  использования земельных участков при осуществлении территориального  зонирования, в том числе обеспечение сохранения особо ценных земель;
  • установление допустимого соотношения между основными и вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков;
  • установление порядка определения видов разрешенного использования земельных участков при отсутствии документов территориального планирования.
Совершенствование  порядка   предоставления земельных участков гражданам и организациям предусматривает в том числе:
  • предоставление земельных участков на торгах, проводимых в общем порядке в виде открытых аукционов;
  • установление перечня  случаев  льготного  предоставления земельных участков (без торгов, по льготной цене или бесплатно и др.), в том числе учитывая необходимость поддержки развития отраслей экономики, социальной поддержки населения, включая повышение уровня жизни сельского населения и коренных  малочисленных  народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской  Федерации, а также обеспечения  обороны и безопасности государства, сохранения природы и объектов культурного наследия;
  • совершенствование порядка передачи земельных участков с одного уровня публичной власти на другой в целях рационального управления землями, в том числе муниципальным образованиям для обеспечения их развития.
Обеспечение гарантий  прав на землю и защита прав и законных интересов собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков предусматривают в том числе:
  • уточнение перечня вещных прав на земельные участки, подлежащих государственной регистрации;
  • совершенствование порядка применения  приобретательной давности в качестве основания для возникновения  права  собственности, обеспечение дополнительной защиты для собственников земельных участков, права которых были зарегистрированы;
  • установление возможности предъявления собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков требований об их выкупе или  возмещении  убытков  в  случае   ограничений использования земельных участков в  связи  с  установлением охранных и санитарно-защитных зон;
  • установление порядка учета  мнения  правообладателя при изменении видов разрешенного использования земельных участков и порядка возмещения убытков,  причиненных  решениями об изменении видов разрешенного использования или решениями об установлении ограничений прав на землю без согласия правообладателя земельного участка.
Совершенствование порядка образования земельных участков предусматривает в том числе:
  • определение единого документа, составляемого для целей образования земельных участков, а также требований к его содержанию, разработке, согласованию и утверждению, в том числе в электронном виде;
  • обеспечение условий для одновременного  осуществления кадастрового учета и регистрации прав на образуемые земельные участки, в том числе принадлежащие нескольким лицам;
  • установление порядка образования земельных участков с целью устранения недостатков,  препятствующих  рациональному использованию и охране земель (вклинивание,   вкрапливание,   изломанность   границ, чересполосица, невозможность размещения объектов недвижимости).
Совершенствование государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля предусматривает в том числе:
  • уточнение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • установление возможности привлечения нарушителей к ответственности на основании данных дистанционного зондирования;
  • повышение ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земельных участков, в том числе в части установления размера административного штрафа в зависимости от площади и кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено земельное правонарушение.
Совершенствование порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд предусматривает в том числе:
  • уточнение случаев изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • уточнение порядка выявления и уведомления правообладателей земельных участков о предстоящем изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе особенности такого порядка в отношении лиц, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • установление порядка принятия решений об изъятии земельных участков для государственных нужд, включая определение органов исполнительной власти или органов  местного  самоуправления, уполномоченных принимать указанные решения;
  • определение порядка образования земельных участков, которые предстоит изъять, в том числе принудительно;
  • установление  порядка предоставления земельных участков взамен изъятых;
  • установление возможности привлечения частных средств для оплаты выкупной цены и убытков, причиняемых изъятием земельных участков;
  • уточнение порядка оценки изымаемых земельных участков и расположенных на них объектов, установление порядка расчета убытков, причиняемых таким изъятием;
  • предоставление дополнительных прав правообладателям изымаемых земельных участков (право пользования земельным участком в течение определенного времени после его изъятия, право на предоставление иного недвижимого имущества в зачет стоимости изъятого земельного участка и др.).
Совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием,  включая  уточнение  оснований для такого изъятия, а также полномочий органов  государственной  власти и органов местного самоуправления при осуществлении  мероприятий, связанных с изъятием, предусматривает в том числе определение мер по государственной поддержке мероприятий по вовлечению неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот и эффективному использованию мелиорированных земель.
Уточнение случаев и порядка установления ограничений прав собственности на земельный участок без  изъятия земельного участка, а также прав ограниченного пользования чужим земельным участком (далее - сервитут) для обеспечения  размещения  линейных объектов и объектов, связанных с пользованием недрами, имеющих государственное или муниципальное значение, предусматривает в том числе:
  • установление  случаев  размещения  линейных  объектов и объектов, связанных с пользованием недрами на  землях  и  земельных  участках  вне зависимости от факта государственной регистрации права собственности   на такие земли и земельные участки;
  • установление  возможности  строительства  или размещения линейных объектов, за исключением особо опасных (железные и автомобильные дороги, газопроводы высокого давления), а также ряда объектов, связанных с пользованием недрами, на земельных участках (землях) любого разрешенного использования, за исключением тех земельных участков, на  которых такая хозяйственная деятельность запрещена;
  • определение порядка установления сервитутов, при котором сервитут устанавливается в связи с обращением заинтересованного лица, на основании схемы границ сервитута на кадастровой карте территории;
  • изменение порядка оформления сервитута в части установления возможности включения сведений о границах сервитута, указанных в схеме границ сервитута на кадастровой карте  территории, в государственный кадастр недвижимости в ходе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости без их  последующей регистрации, что позволит обеспечить многократное снижение стоимости оформления доступа к земельным участкам (за счет отказа от уплаты государственной пошлины и отсутствия необходимости проведения кадастровых работ);
  • уточнение порядка внесения платы за сервитут, в том числе в части отказа от внесения платы за сервитут в виде единовременного платежа.
Развитие государственного мониторинга земель предусматривает в том числе:
  • своевременное выявление изменений состояния земель, оценку этих изменений, прогноз  и выработку рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
  • информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  • обеспечение граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов  местного самоуправления информацией о состоянии земель.
Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственной политики по управлению земельным фондом, а также совершенствование порядка предоставления государственных  услуг в области земельных отношений предусматривает в том числе:
  • исключение требований о представлении заявителем документов, которые могут быть получены органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в порядке запроса у иных органов власти;
  • переход в основном к электронному документообороту с целью увеличения скорости обмена данными и удешевления документооборота;
  • опубликование в электронном  виде  документов, касающихся порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений, возможностей и условий предоставления земельных участков.

IV. Меры по осуществлению государственной политики по управлению земельным фондом

Государственная политика по управлению земельным фондом осуществляется посредством реализации следующих мероприятий:
  • разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на совершенствование земельно-имущественных отношений в соответствии с направлениями земельной политики;
  • разработка и осуществление государственных и муниципальных программ по соответствующим направлениям земельной политики;
  • контроль и надзор за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации земельной политики.

Обзор документа

Намечены основные направления государственной политики в сфере использования земельного фонда на 2012-2017 гг.

Определены основные цели, задачи и направления государственной политики в сфере использования земельного фонда России на 2012-2017 гг.
В частности, следует исключить деление земель по целевому назначению на категории.
Необходимо предоставлять земельные участки на торгах, проводимых в общем порядке в виде открытых аукционов. При этом должны быть льготы (предоставление без торгов, по более низкой цене или бесплатно и т. д.). Следует обеспечить условия для одновременного кадастрового учета и госрегистрации прав на образуемые участки. Определить единый документ, составляемый для целей образования участков.
Нужно уточнить перечень прав на землю, подлежащих госрегистрации.
Предусмотреть возможность потребовать выкупить участки или возместить убытки в случае ограничения их использования в связи с установлением охранных и санитарно-защитных зон.
Требуется усовершенствовать земельный контроль (надзор), порядок изъятия участков для государственных и муниципальных нужд, а также в связи с ненадлежащим использованием. В частности, следует предусмотреть возможность привлечь нарушителя к ответственности на основе данных дистанционного зондирования. Предоставить обладателям изымаемых земель дополнительные права (напр., пользоваться участком в течение определенного времени после изъятия).
Нужно уточнить порядок ограничения прав собственности без изъятия участка и установления сервитута для размещения некоторых объектов (линейных, а также связанных с пользованием недрами).
Необходимо развивать государственный мониторинг земель. Следует усовершенствовать взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, порядок предоставления госуслуг в области земельных отношений.
С использованием материалов Информационно-правового портала ГАРАНТ

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий